ВОЗВРАЩЕНИЕ. ЧАСТЬ III. ГЛАВА 5.

Глава 5

                                                                                            

Морское путешествие-2
-----------------------------------

                                                    Впросонках слышу я – и не могу
                                                    Вообразить такое сочетанье,
                                                    А слышу свист полозьев на снегу
                                                    И ласточки весенней щебетанье.

                                                                                          Федор Тютчев.

     А ведь, и, правда. В ушах у меня все еще звучал скрип полозьев волокуши за моим трактором, но я уже на борту, я уже видел май, чувствовал ленинградскую весну, встречу в порту. Какое счастье! И какая мука – целых два месяца сидеть в железном ящике, иначе каюту на «Оби» не назовешь, в безделье, вслушиваясь в скрип переборок и скрежет льда по бортам. Странно, отлично помню свою жизнь на борту «Ф.Энгельса», а что было на «Оби» куда то кануло, ушло в буфер обмена, в «корзину» и никакая «мышка» пока не может оттуда ничего вытащить. Не помню даже кают-компанию, в которой обедали. Но это неважно. Свою пунктирную линию на голубой карте Южного океана и Атлантики вижу. Обратный путь, дорога домой.
-------------------------------


13.03.67г.
     Сегодня отошли от причала-припая. Но двигаемся пока к бухте «Заря», где будем брать воду. Здесь она, слава богу, бесплатная. Двигаемся медленно, лед тяжеловат. Докончили запасы спиртного. Пора начинать культурную жизнь.

14.03.67г.
     Сейчас 11.30 утра. Матросы готовят шланги на берегу.

15.03.67г.
     Водой заправились. Подошли, снова, к первому причалу. (Не расстаться с Молодежной – буду вечно молодым). В 20.00, наконец, отошли. Прощай Молодежная, прощай земля Эндерби, прощай Антарктида. Увижу ли я тебя еще когда?

   
Увижу. И очень скоро. Рановато я попрощался с Антарктидой. Она себя еще покажет, я должен получить все по полной программе, ведь когда шел сюда, все было почти безоблачно.

16.03.67г.
     Идем по чистой воде среди айсбергов, битого льда и «сала». Мимо тюленей, пингвинов.
Курс – Новолазаревская. Повторяем путь Лазарева и Беллинсгаузена только в обратном направлении. Их шлюпы в 1820 году были почти у точки, где сегодня располагается Молодежная. (Это, конечно, если смотреть на карту, а еще лучше на глобус. Чем меньше карта, тем ближе они были. Здорово, верно? Так и хочется сесть на глобус и объять необъятное).

17.03.67г.
     Пасмурно, тепло. Вода чистая. Сделали небольшой крюк, обошли лед. Все нормально.

18.03.67г.
     От станции Молодежной – 617 миль, до припая Новолазаревской – 273 мили. За сутки – 260 миль. 66°59'юш, 24°41'вд. Глубина океана – 4630 метров. Температура – минус 0,2°. Тепло. Редко попадаются айсберги.

19.03.67г.
     13.00. Идем во льдах. Лед тяжелый. Вокруг бело, куда ни глянь. Красиво, а снимать нечего. Всегда неожиданно на льдине появляется стадо пингвинов, пока сбегаешь за кинокамерой – они нырнули. Ждать на палубе холодно.
     Вечер. Машина – стоп. Застряли во льдах. И ни туда и ни сюда. Пурга.

20.03.67г.
     Пурга. Сидим во льдах. Хорошо сидим. Ночью стало сдавливать корпус, торосы поднялись до палубы. Красиво, если бы не было страшновато. Видимость нулевая. За сутки сами не сдвинулись ни на шаг. Дрейфуем вместе со льдом. Интересно, слова – дрейфовать и дрейфить - одного происхождения? По моему, да. Дежурил по камбузу.

21.03.67г.
     Погода слегка успокоилась (
слышу по радио – «у природы нет плохой погоды») С горем пополам слезли с льдины. Вкрадчиво двинулись. До припая миль 10-20, не далеко. Повезло бы с погодой, не застрять бы ненароком надолго. А то ведь, можно долго ждать прихода ледокола из Союза. (Советский Союз – бывшее государство на евразийском континенте, существовавшее в прошлом веке).
    В 14.00 вышли на чистую воду. Идем полным ходом. 15.00 – подошли к припаю. Очевидно, разгружаться будем на припай, к барьеру не пробиться. Сильная низовая метель. АТТ, который шел нам навстречу из Новолазаревской попал в трещину, обошлось без жертв.
     Наша задача проста как японский иероглиф. Снять груз для будущей зимовки на Новолазаревской, погрузить, отслуживших свое, технику и людей. Дождаться санно-тракторный поезд Петрова. Тот самый, который вышел при нас из Молодежной и через полюс Недоступности прет сюда. Тот, который оказался без меня. Мы должны забрать людей и знаменитую «Харьковчанку». Вот и вся недолга.

22.03.67г.
     Встали у припая. Наши координаты – 69°43'юш, 12°03'вд. Погода отличная, мороз минус 13° днем, минус 23° ночью. Прилетели две «Аннушки», садятся у самого трапа. Сделали по два рейса. Берут по 500 кг. На припае разгуливают императоры, снимал. Поезд Петрова в 100-200 км от нас, АТТ вытащили из трещины, идет к нам.


     Весьма любопытно, что писал об этой точке земного шара 147 лет назад М.П.Лазарев:

     «16 генваря достигли мы широты 69°23's, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и, в прекрасный тогда вечер, смотря в селенгу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрения; но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурело и пошел по обыкновению снег. Ето было в долготе 2°35'w от Гринвича. Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк не доходя 70°

    

 



23.03.67г.
     Только самолеты. Сняли 9т, осталось – 200. До Лазарева 30 км, до Новолазаревской – 125 км. Груз будут возить до Лазарева. Трасса – 37 км.

24.03.67г.
     Пурга. Разгрузки нет. Поезд Петрова должен сегодня прийти на Новолазаревскую.

25.03.67г.
     Видимость лучше, но поломало весь припай, разгрузку вести нельзя. С утра пробиваемся сквозь припай к барьеру. Около трех пополудни из-за плохой видимости столкнулись носом с айсбергом. Удар был сильнейшим. На палубу свалился громадный кусок. Движение остановили.

26.03.67г.
     С утра погода улучшилась. Весь припай поломан, много унесло, позади чистая вода. Маневрируем, двигаемся упрямо к барьеру. Ну прямо поединок. К барьеру, друг, к барьеру. По графику сегодня мы должны были грести в обратную сторону.
     Получили сигнал бедствия с китобазы «Ю.Долгорукий». Китобаза и танкер затерты во льдах в шестистах милях от нас.

27.03.67г. – 28.03.67г. – 29.03.67г.- 30.03.67г.
     Сильная низовая метель. Дрейфуем. В Молодежной тоже оторвало припай. Видимости нет. В Новолазаревской ветер до 40 метров в секунду. Маневрируем. Пуркуа па?

31.03.67г.
     День – сказка, прелесть. Никто не ожидал. Полный штиль, солнце. Уйма пингвинов – императоров, купаются, загорают. Целый день бегали за ними, вели съемку. Близко не подпускают, ложатся на брюхо и юрко несутся к воде. Ныряют группами и в одиночку. Очень красиво выскакивают из воды на лед. Как «ваньки-встаньки» – вертикально вверх. Одному набросил на шею ремешок с чехлом от кинокамеры – он, на брюхо и к воде, еле догнал у самой кромки. Камера то чужая.

----------------------------------
    
Пингвинов насчитывается в Антарктиде 17 видов, но вблизи континента только два – императорские и Адели. Императорские самые крупные, высотой до 115 см и весят до 50 кг. Вес яйца до 550 граммов. Пингвин держит его на лапах, накрыв сверху кожаной складкой живота, в виде перевернутой сумки, которая образуется у птицы в момент высиживания. Время высиживания – 65 суток. Пингвин может с яйцом ходить мелкими шажками или ползти на животе, упираясь крыльями. Но держит яйцо всегда крепко, выпуская его только в момент передачи другому родителю.
     В разгар зимы, в середине июля, выводятся птенцы. Вылупившиеся птенцы не покрыты пухом и совершенно беспомощны. Их опекают главным образом самцы. Птенцы сидят на лапах взрослой птицы, покрытые складкой живота. Взрослые особи не могут покинуть свое потомство, птенца нужно кормить, а приход птиц от полыньи с пищей часто задерживается (25-30 км от колонии). На этот случай у пингвинов выработалось удивительное приспособление. Специальные железы перерабатывают жир взрослой птицы в белую сметанообразную массу (птичье молоко), которая поступает в пищевод и затем отрыгивается в клюв птенца.

----------------------------------


     Сине-черное море, бело-зеленовато-голубой снег, голубое небо, всех цветов радуги срезы айсбергов, яркое солнце и играющие, бегающие, плавающие, ныряющие черно-бело-желтоватые красавцы императоры – как вспомню сейчас, сердце кровью обливается – где ты была японская кинокамера. Какие сейчас возможности! Выпьем за то, чтобы наши желания…
     Разгрузка на всю катушку. Продукты и мелкий груз «Аннушки» перебросили.

 

Разгрузка у "Новолазаревской". Поскольку опять не предепредили о времени съёмки, ищите меня где-то у самолёта.


01.04.67г.
     День неплохой, но погода портится. «Аннушки» закончили летать. Одну уже погрузили. Разбирают вторую, нужно успеть. Заканчивают разгружать бочки с горючим.

02.04.67г.
     Взята на борт вторая «Аннушка» и мощная «Харьковчанка». Только что вернулся с припая – снимал погрузку. Очень замерзли руки. Начинается пурга.

    14:57:30 – заработали винты, самым малым двинулись на Родину. Вот теперь – прощай, наконец, АНТАРКТИДА! До скорой встречи, родные!

03.04.67г.
     Целый день пробирались во льдах. Благодаря ледовой разведке, проведенной с «Аннушки», миновали ледовый пояс благополучно.

04.04.67г.
     Скорость 11 узлов. За сутки прошли 185 миль. На пару суток – морские работы /график/.

06.04.67г.
     На 12:00 координаты – 60°00'юш, 20°00'вд. Глубина океана – 5200 метров. Температура воздуха +1,6°. Еще прохладно. Спим, едим, играем в преферанс.

08.04.67г.
     До мыса Доброй Надежды 1107 миль. Ветер – 9 баллов, море – 7 баллов, +2°. Наклеил фото во второй альбом, сделал за пару часов, с первым возился два дня.

09.04.67г.
     Сегодня вышли из антарктических вод, кончилась северная надбавка. Kоординаты - 50° южной широты, глубина океана 4400м, +4°. До мыса Д. Надежды - 895 миль.

11.04.67г.
     43°17'юш, температура +13°. Солнце, тепло. «Ревущие» сороковые себя не оправдали. До мыса – 480 миль.

12.04.67г.
     Солнце. Плюс 21 градус. Был первый дождь. Похоже, зайдем на остров Святой Елены.

13.04.67г.
                12:00. До мыса – 50 миль. 35°55'юш. Глубина моря – 137 м, +21,8°. Загораем, купаемся под душем на палубе. Появились первые стаи дельфинов. Сегодня увидели первое судно, шло перпендикулярно нам.
                17:00. В 13 милях от мыса Игольного. Хорошо видна Африка, виден маяк на мысе и домишки. Косяками ходит ставрида, наловили три ведра.
                19:00. Стемнело. Огонь маяка м. Игольного удаляется, остается справа по борту. Впереди все ярче разгорается маяк Кейптауна.

   

Киты уходят вместе с нами.          

  

Волны тропиков манят.


14.04.67г.
      Спали на палубе. В три ночи проснулись от холода, все было мокрое. Сильнейшая конденсация. Дежурили по камбузу. Сделали бассейн, загорали. От берега отдалились. Курс на остров св. Елены. Стало прохладней, ветер.


15.04.67г.
     Спали в каюте. Ветер, небо заволокло, загорать нельзя. Делать нечего, глотаю Д. Голсуорси, благо на корабле полное собрание сочинений.
Температура +18, скорость 12,5 узлов. До св. Елены – 1300 миль.

17.04.67г.
     Сегодня подпалил ноги, все был не доволен, что они плохо загорели и, перестарался. Наше счастье, что солнце через день.
   На «Оби» свела судьба меня с фотокорреспондентом «Огонька» Геннадием Копосовым. Познакомились на почве общих интересов – он, естественно, интересуется фотографией, а я его фотографиями. Таким образом, друг друга дополняем. Плюс ко всему – я член жюри фотоконкурса. Ха! Заготовил, по его просьбе, клише пригласительного билета – «по случаю моего возвращения из Антарктиды, прошу прибыть…и т. д.» - он сфотографировал и размножил. Все желающие получили образцы.

                                       Плывём в разные стороны.


---------------------------------
    
Только сейчас сообразил, что эти билеты могут у многих пылится в альбомах, архивах. А, вдруг, кто-нибудь заинтересуется неизвестным художником прошлого века – так знайте – это я.
    Прекраснейшая книга-фотоальбом «На двух полюсах» Г.Копосова вышла в свет в издательстве «Планета» (типография ГДР) только в 1975 году. Очевидно, поэтому подарили мне ее Лида Ломоть и сестра Аллочка, а не сам автор. Видно дружба, возникшая на воде, ушла в песок на берегу
    И еще одно отступление. Сегодня четверг, 16.01.2003года. Не могу не отметить. Моему единственному внуку – Кокареву Демиду Сергеевичу – 16 лет, полностью имя пишу специально, так как его фамилия еще не столь известна как деда (моя). А чем черт не шутит, вдруг будет наоборот, а фамилии разные. В будущем, кто-нибудь в интернете выкопает и объединит. Ничто не забыто, никто не забыт. Откопал же вчера Максим, в том же интернете. Шла реклама книги, какой то свод правил, авторы-составители из канцелярии администрации президента России, среди авторов – некто Тарасюгина Т.Р. Пораскинул мозгами и вспомнил. У отца, Филиппа Тимофеевича, был троюродный брат Родька (Родион Тимофеевич был однажды у нас на Московском,61), а у него две дочки, значит автор (которая около президента, он куда занесло) – моя четвероюродная сестра, думаю, звать Татьяною. Ну, не Терпсихора же.
     А, в свое время по титрам в телевизоре нашла Максима его двоюродная сестра Ольга Геннадьевна, проживающая сейчас за границей в Черновцах, в Украине.
     А внук мой с троюродными братьями, Гошей Асафьевым и Костей Шапиро идут сегодня катать шары боулинга в кегельбане – так сегодня молодежь отмечает день рождения. Заметьте, не просто в бане, как некоторые, а в кегель. « И это хорошо». Вот, черт, причем здесь Горбачев М.С., спрашивается, да и Черномырдин тоже? Вспомнил. Это из-за них сегодня ученые лингвисты работают над словарем с запасом в 800 слов для наших депутатов и высшего руководства. Наверное, там слово боулинг присутствует вместе с теннисом и самбо. Интересно, а какой этот самый запас у меня? У Эллочки был – 30. Надо будет подсчитать. Я отвлекся, это не главное. Главное я точно знаю, что мой внук умеет не только шары катать. Возможно, еще проверит качество продуктов под сопкой «Озерной», нашли же через сто лет целехонькие и съедобные галеты Скотта…Однако продолжим.

-----------------------------


19.04.67г.
     Во второй половине дня увидели остров святой Елены. Saint Helena Island. Открыт португальцами в 1502 году, владения Великобритании. Сразу вспомнилось – «скажи-ка дядя, ведь не даром…» Нет, конечно, не даром. Вот и мы прикоснемся к истории. Ведь два адмирала, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев пошли открывать Антарктиду, предварительно загнав на этот остров Бонапарта Наполеона /не без помощи англичан в конечном итоге/.
(Жуткая вещь история, особенно, если пытаться пристегнуть к ней себя любимого).
     Со стороны нашего подхода берега обрывистые, скалистые. Остров вулканического происхождения, сложен из базальтовых пород. Несколько кратеров потухших вулканов. Над островом постоянно облака, воздух насыщен влагой, климат тропический, пассатный. Снимать было плохо, шли навстречу солнцу. В 17:30 обогнули остров и подошли к Джеймстауну. Городок зажат в расщелине. Бухты нет, встали на рейде. До берега метров восемьсот. Остров небольшой – мили 4 на 6 (122кв.км.), высота до тысячи метров (818м). Растительность богатая. (На мой взгляд. В энциклопедии, почему-то, написано – луга и кустарники. Давно не проверяли). Растет все. Пальмы и бананы, ели и огурцы, ивы и томаты, березы, капуста и картофель. Ну и, конечно, лен (85% экспорта). Крупный рогатый скот, бараны, ослы. Население небольшое, на всем острове 4-6 тысяч (1965 –4,8 т, 1992 – 7 тысяч). В Джеймстауне – 2-4 тысячи. В этом городке – 11 начальных школ и одна средняя. Два госпиталя на 14 и 17 коек. Три врача.
     Здесь, в основном, все привозное. Есть несколько полукустарных фабрик по переработке льна, делают веревки. За год на остров заходит около 25 судов. Из наших за все время – барк «Товарищ» (на нем, в свое время, ходил мой старший брат Геннадий), судно эстонского пароходства «Поти» и наш дизельэлектроход «Обь». Чтобы в этом убедится, совсем не обязательно было рыться в архивах. На одном из придорожных камней четко написано - «здесь был Вася – Поти», удивился, почему не Васо или Вано.

(А удивляться, собственно, и не надо. Еще в 12 веке персы долго помнили о набегах на их земли славянских племен, поскольку те, уже тогда, на всех камнях оставляли о себе память. Правда, что писали на них, не знаю. Что-нибудь вроде - «иже есмь Ярополк Грозный». Не верите? А, рейхстаг.)

     Поднявшиеся на борт местные власти нас огорчили и обрадовали. Закупать нам здесь ничего не придется. Судно, которое снабжает остров всем необходимым, приходит только в понедельник. Насобирают нам немного лука, бананов, яблок и прочих овощей. Вода здесь очень дорогая ( в 7 раз дороже, чем в Дакаре). Горючее только в бочках (какой анахронизм, мы уже на полярных станциях развернули емкости). Впрочем, капитан и не собирался ничего закупать, это была маленькая хитрость. Не каждый день проходишь мимо таких островов. Значит, зайдем еще и в Дакар, прекрасно.

20.04.67г.
     На берег сошли часов в 10 утра. За полчаса обошли весь город. Практически одна улица с небольшими домишками в два этажа и лавками. Наша толпа прямо таки наводнила город. Местного населения почти не видно, повсюду натыкались на свои рожи. Живут англичане, негры, китайцы.
Съездили на экскурсию, на вершину острова. На лимузине с правым рулем по серпантинам, страшновато и не привычно. Цена поездки – 10 шиллингов за час с человека. До виллы, где доживал свои дни Наполеон 60 км. Побродили вокруг, поглазели. Внутрь музея не входили, пожалели фунты. На верху луга и леса как в нашей средней полосе. Погода за день менялась раз 15, то солнышко, то моросит, но тепло. Побывали на бывшей могиле Наполеона, она пониже его резиденции, в «нашем русском» лесу. Стоит не ухоженная оградка и ни каких тебе пояснений и эпитафий.

     Странная, все-таки у нас натура. Плохо нас воспитала мать (родина). Сколько помню себя (а тем паче других) никогда не считал денег, покупая спиртное. Даже Геха писал: - когда мы пьем и денег у нас больше… А здесь, в первый и последний раз в жизни попали на край земли и…жалко шиллингов (даже не рублей, заметьте). Позор, славяне.
«…Историки дают следующую меткую характеристику славян: они были многочисленны, румяны, жили друг от друга на большом расстоянии, почитали стариков и имели деревянные щиты. Таковы были их достоинства. А недостатки заключались в следующем: излишняя впечатлительность, отсутствие единодушия и отсутствие конницы. Впрочем, некоторые историки несколько расходятся в своих показаниях, путая недостатки с достоинствами. Следы этой неопределенности и неустойчивости в характеризации славянской души мы находим еще и теперь в значительной фразе: особых примет нет». Всеобщая история, обработанная «сатириконом», СПб,1910.

     Спустились вниз, в город. Играли с детишками в садике в футбол. Весьма прискорбно, что не знаю английского. В конце прогулки пошли в бар дабы выбросить оставшиеся шиллинги. Пачка сигарет – 2 ш., вино 0,75 – 6 ш., пиво – 1 ш. 2 пенса. Выпили вина и зажевали резинкой (жевательной). Заходили мы в лавку- бар и утром. Лабаз лабазом. Одна стенка в бутылках, стойка, несколько столиков. Вдоль противоположной стены как в деревенской избе широкая лавка. Посетителей почти нет, чисто, уютно, прохладно. Наши заглядывали очень скромно, с детской застенчивостью… И что же мы увидели ближе к вечеру – зал набит битком нашей братией, в клубах табачного дыма ничего не видно, шум, гвалт. Передняя стена-бар пуста, бутылки исчезли, а на задней скамье чинно сидят старики аборигены с трубками в зубах и молча, бесстрастно наблюдают. Такую картинку надо было снимать, сгодилось бы в любой наш боевик про индейцев. Куда там «Лимонадный Джо». Гуляй, славяне. Хотя все вполне объяснимо и простительно. Дорвались, называется. Ну, а поскольку в Джеймстауне особо покупать было нечего, расхватали все граненые стаканы на сувениры. Не помню, была ли на них какая отметка.
Усталые и голодные около семи вечера мы уже были на борту. До десяти вечера «дружинники» собирали отбившихся.
     Поразила меня еще лестница, выбитая в скале справа от въезда в город. Высоченная, сколько ступенек никто не знает. Странно, что никто из наших туда не полез. Даже после бара. Купил несколько местных открыток, одну послал по почте домой, специально, чтобы проверить, кто раньше доберется.

    

Остров Святой Елены. Последняя резиденция Наполеона.

   

Место первого захоронения Наполеона.                                       г. Джеймстаун.

Открытка отправленная мною с о.Святой Елены в Ленинград, добиралась всего-то 38 дней (20.04 - 29.05).

Сейчас в Киев и обратно - столько же.


21.04.67г.
     Вчера поздно вечером отошли. Курс Дакар. Будем считать, что мне повезло, будет второй заход 27 апреля.

22.04.67г.
     Погода прелесть. Загораем, купаемся. Уже умудрился обгореть, забудешься после обеда и готово. Это неграм благодать – им не надо загорать.

23.04.67г.
     Соревнование на перекладине. Наша команда заняла 3 место. Я подтянулся 17 раз.

24.04.67г.
     Плохо спал, одолевали думы о возвращении, о будущем, о будущей работе. Где? Что? Как лучше? Скорее всего, ради ААНИИ я свою работу не брошу. Экспедиция это случай, которым грех было не воспользоваться и только.
Утром, в 07:33 пересекли экватор. Для всех это уже будни. Идем-то обратно.

---------------------------------------


    
Я уже несколько раз задавался вопросом – почему не ушел в 15 экспедицию, все вроде шло к тому…А ответ, оказывается, вот он. Решение было принято давно, еще до возвращения. И не где-нибудь, а так сказать, на Рубиконе, пересекая ту линию, за которую решил больше не заходить. Не случайно плохо спал в ночь на 24.04.67г. Но вопрос на будущее остается – что для меня судьбоносней, число или линия. Правда, если не мудрствовать лукаво – линия жизни всегда заканчивается числом.
----------------------------------


27.04.67г.
     Западная Африка, порт Дакар. Столица Сенегала. Полуостров Зеленый Мыс. Гуляли целый день. Гуляли, а не гулял, потому что, меньше чем по трое не ходить, и больше троих не собираться. Железное правило страны медведя (как подразумевал ее Нострадамус).
Город понравился, современный, красивый, но не без контрастов. Почти в центре города среди шикарных лимузинов и современных зданий то ли в грязном арыке, то ли в сточной канаве негритянка полощет белье.
     Магазины большие, богатые, но дорогие. Без продавцов, на самообслуживании, контроль на выходе. Это нас очень удивило и даже настроило на игривый лад – сюда бы нашего человека, да не в легкой маечке, а в шубе и валенках, какие возможности. Истратил 2 фунта стерлингов (1320 франков или 5,04 золотых рубля). Купили с Володей Кротковым своим сыновьям пистолеты, уж очень красивые и похожие на настоящие. Ассортимент детских военных игрушек невообразимо богат – пистолеты, автоматы с дисками и пулеметы с лентами, причем, многие действующие. Теперь задачка как утаить от таможни – ввозить милитаристские игрушки запрещено. А Златочке ничего не купил, очень долго и упорно искал куклу, но они оказались все, почему-то, черные и страшней войны. Позвонил Аленке, чтобы искала подарок в Ленинграде.
     Посетили городской базар-толкучку. Зрелище поразительное – все продают, но никто не покупает. Я там оказался своим человеком. Всех русских там уважительно зовут «Санька». Ходит легенда, что уважать себя заставил русский боцман Санька, после того как врезал между глаз уж очень навязчивому продавцу, хватавшему его за руки, пытаясь сбыть ненужную вещь. Уважать может, и уважают, но хватать за руки не перестали. Хватали меня в основном за левую руку, на которой были часы «Москва», честно заработанные на целине. Наши часы и «парфюм» они тоже очень уважают. Повторить опыт боцмана я постеснялся, но часы продал и купил босоножки. Так сказать, с рук на ноги.
     Морской порт Дакар один из крупнейших на атлантическом побережье Африки. Здесь наших судов за год бывает не менее 250. Грузооборот горючего и пресной воды для проходящих судов – 2 млн. тонн. Климат субэкваториальный, средняя температура января +22°, июля 28°.

       Дакар.


---------------------------------------
    
Странно, но ничего большего сегодня, чем было записано тогда, не припомню. Даже не помню, откуда звонил Аленке, то ли по международному телефону, то ли из радиорубки «Оби». Скорее всего, с телеграфа, это в радиорубке «Ф.Энгельса» у Жоржа Гарло, как подписывался радист Игорь Передрий, я был свой человек, проводя там все свободное от вахты время. Дакар действительно поразил нас своим европейским видом, огромным количеством автомобилей, наши ведь улицы еще не были наводнены «копейками». Ну и было лето, это запомнилось, не могло, не запомнится. А черную образину зря не купил, была бы память. Но я боялся сделать Злату заикой.
----------------------------------------


29.04.67г.
     Координаты: 22°29'с.ш.,16°59'з.д., под килем 53 метра, +21°. Скорость 12 узлов. За сутки прошли 300 миль. До Ленинграда – 3341 миля.
Завтра в полдень будем у Канарских островов. (
Мог ли я тогда предположить, что мой Максим будет здесь отдыхать. Такие мысли нас не посещали, эта половина полушария нашего мозга изначально не имела такой программы или, вернее, была вырезана и заброшена в корзину.)

30.04.67г.
     Прошли Канарские острова, оказались они далековато и в дымке, фотографировать не стал. У меня и при солнце мало что получается, не зря же я в жюри.
Подвели итоги фотоконкурса, присудили премии. Оформлял витрину, нарисовал дипломы победителям. Сочинил песню для самодеятельности. (А вот культсектор был в нас прямо таки запрограммирован и это хорошо - без кавычек. Все нужно было уметь: петь, плясать, рисовать, сочинять и т. п. – не можешь, научим (перегиб).

Заказ родным к 1 мая с борта дизельэлектрохода "Обь".

Вот такие цены были в далёком 1967 году. За 14 руб. 49 коп. полная корзина сладкой радости с чёрными глазами в придачу.


01.05.67г.
                     Да здравствует 1 мая!
    Получил вчера поздравления от родителей и Асафьевых (самые идеологически крепкие, всегда вовремя). Сегодня получил твою, от Сережи и от Ушастого с Пучеглазым. День прекрасный, солнечный. Но по сто грамм не дали, не в бой идем, гребем к родному берегу.

02.05.67г.
     Кончился праздник, закатилось солнышко. Холодно. Сидим в каюте и, как всегда, расписываем пулю.

05.05.67г.
     Координаты – 49°50’с.ш., 3°00’з.д. До Питера 1575 миль…

-----------------------------------
   
На этом месте у мыса Сен-Матье, полуостров Бретань, Франция мои записи обрываются, уже позади Португалия с Испанией и Бискайский залив, а ведь впереди еще целая неделя пути по таким географически запутанным тропинкам северной Атлантики. Не география, а целая поэма из экзотически звучащих названий проливов, каналов, заливов. Странно, почему молчал, где витала моя поэтическая муза, думаю в коммунальной квартире №10 по Московскому проспекту.

     СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что был я уже старый морской волк, которому все известно и мало интересно. А ведь морями Северного полушария шел впервые. Как подробно описывал проливы Средиземноморья и ничего здесь. Очевидно, Север иначе действует на человека, хотя чисто метеорологически все должно было быть для меня уравновешено – Средиземноморье проходил в феврале, а Северную Атлантику и Европу в мае.
Ну, что ж, для памяти и вместо пособия по географии для внуков попробую описать кратко, что я должен был увидеть если не спал и были прекрасные белые ночи.
Итак, впереди проливы Ла-Манш (Английский канал) и Па-де-Кале (Дуврский пролив) длиной 578 км, шириной на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере –23,5 м, справа по борту Франция, слева – Великобритания. Под нами, уже сегодня построенный, между Дувром и Кале, ж.-д. тоннель –52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива.

     Такой тоннель у нас я мог смело начинать строить помощником взрывника, затем закончить вуз, закончить карьеру начальником стройки и даже героем соцтруда и, сидя на пенсии наблюдать – когда это все кончится. Это при нашей системе. А если бы мы за это взялись вдвоем с напарником, как в Антарктиде то построили бы за -
52500 м : 25 м = 2386 : 6 = 400 лет. К этому времени Ла-Манш пересохнет.
Но, если бы мы взяли в помощь пару десятков парубков с Украины без регистрации, да не было бы налоговой и санитарной инспекций – управились бы за пару десятков лет, и еще осталось бы время для нескольких экспедиций в Антарктиду. Вот такая арифметика, помноженная на действительность и злой вымысел. Но без умысла.

    Однако плывем дальше. А дальше эквилибристика между ласкающими ухо прилежного ученика географическими названиями – пролив Скагеррак у залива Бохус, пролив Каттегат, пролив Эресунн (Зунд) у самого Копенгагена, столицы Дании. Наконец, Балтийское море. Идем между Швецией и Польшей, мимо острова Готланд, между Хельсинки и Таллинном и выруливаем в Финский залив. Порт. Все.

-------------------------


     Закончилось моё 60-дневное морске путешествие-2 (13.03.67 – 11.05.67). Из моих странствий длинною в 1 год 4 месяца и 5 дней я болтался в морях и океанах 3 месяца, более чем 90 дней.

  Так провожали пароходы...

  ...а так встречали. Порт Ленинграда, 11 мая 1967года.



11.05.67г. ЛЕНИНГРАД.
     Порт. Весь состав экспедиции высыпал на правый борт дизельэлектрохода «Обь». Корабль делает крен, и мы падаем (попадаем) в объятия родственников. Это в кино. На деле мы часа четыре болтаемся по палубам, оформляя бумажки, а бедные родственники, изнывая от жажды и голода, ждут на причале. А ждут меня там - папа, мама, Аленка, Максимка, Златочка и, наверное, кто-то еще. Потом был пир горой. И я там был.



   
 Самое интересное, что память практически никого и ничего не сохранила о том вечере. Помню только жену, даже детишки куда-то попрятались.
    Но конечно же пир был, иначе и быть не могло. Это у нас в крови, не смотря ни на какие обстоятельства и возможности. Даже не смотря на мою последнюю справку-рассчёт.

"К выдаче" - это всё, что я заработал в таких невероятно суровых условиях. Вы верите?

      

                   



     Помню, первые дни никак не мог привыкнуть к городу. Не спал, мешал шум за окнами. Мукой было ходить в гастроном, раздражали очереди даже из нескольких человек, раздражала кассирша, ни в чем не повинная женщина. А я не понимал, что у меня должны быть деньги и за товар нужно платить. Не понимаю и сейчас. По календарю – уже «коммунизьм».

     На сим заканчиваю портить бумагу, она сейчас дорого стоит. А, поскольку, я человек не тщеславный и чтобы окружающие не говорили, мол, много видел и много где бывал – сообщаю совами любимого А.Еременко –

                                            В одном я виновен, но сразу
                                            Открыто о том говорю:
                                            Я в космосе не был ни разу,
                                            И то потому, что курю…




     «…Есть, наконец, еще одна музыка, которую понимают, которой наслаждаются только те, кто, подобно мне, прошли три четверти своего жизненного пути. Это музыка, так сказать, внутренняя, умственная, и лишь душа одна схватывает ее немые аккорды, - это музыка воспоминаний».
А. ТЕРЬЕ


...


ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

ГЛАВНАЯ

Hosted by uCoz