АНТАРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК. ЧАСТЬ II. ГЛАВА 2

Глава вторая

  Уже бегут встречать.

Путешествие морское-1

01.02.66 г.
     Прошли проверку таможни и пограничников. Ночью не вышли, забарахлила машина. Механики с «дедом» ковыряются. Ждем.

01.02.66г.
     16 часов 15 минут, взяли курс на юг. Точнее на юго-запад, к проливу Босфор. Прощай, Батум!
     «Я давно заметил, что при прощании с каким-нибудь уголком земли он появляется перед нами в самом превосходном и выпуклом виде: именно как пейзаж, освещенный последним светом вечерней зари.
Так было и с Батумом. Как всегда при расставании, надолго, а может быть, и навсегда, все в Батуме казалось сейчас милым - даже дождь и жирный дым наливных пароходов.
Солнце село. Когда последний луч падал на Батум, то город каждый раз казался нагромождением ржавого дымящегося железа, брошенного к подножию сумрачных гор»
К.П..

02.02.66г. 12:00 по полудни.
     Идем по Черному морю. Солнечно. Прохладно. Море спокойное. Дал согласие работать на судне – буду помогать палубной команде. Мой начальник - боцман Зеленов Вячеслав Константинович. Здоровенный русский детина, простой и, как все огромные люди, добродушный, любящий побалагурить. Но и хват (деловой, как сказал бы Валера Перфильев). Он, несмотря на «шмон» в доке, сумел-таки сохранить в своей каптерке под видом олифы бочку со спиртом цвета крепкого чая. Да, я переселился со спардека на корму. Буквально за час до отплытия на судно ввалился помполит (есть такая должность и на торговом флоте). До этого месяца два она была у них вакантная. Вся команда радовалась. Но для похода в Антарктику нашелся таки дармоед, бездельник, а дармоедов не любит вся команда, начиная с капитана. («Не занятый делом человек никогда не может наслаждаться полным счастьем. На лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии» Г.Гейне). Вот такого назначили, наверно, из-за меня, как никак новый человек на судне. Я, правда, прошел собеседование в райкоме, еще в Ленинграде. Меня предупредили, что на чужом берегу – меньше трех не собираться. А я должен сойти на берег Антарктиды один. Как бы чего не вышло. Вот и назначили. И сколько же их (бездельников) на Руси советской?
     Набрал этот последний абзац на компьютере и удивился совпадению – сегодня первое февраля 2002 года. Прошло ровно 36 лет. А на Руси пост советской бездельников (штатных, на государевой службе) стало, почему-то, еще больше. Думаю причина – демографическая. Чем больше бедных пенсионеров, тем больше у них помощников. Забота о ближнем – национальная черта (правда, несколько своеобразная). Но, «Они, взошедшие на гору» всегда гордились своим путем. И подзабыв бога - библейское: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше…» /Библия, от Луки, глава 6, стих38/, не стали ждать пока им «отсыплют в лоно», а просто отобрали и теперь «утрясенное» подают. И то не всегда, а когда мудрый укажет. А, поскольку, мы народ, все-таки, богобоязненный, то продолжаем следовать завету от Луки, – «…отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».
Мне грустно совсем по другому поводу. Сегодня девять дней как ушел из этой жизни Владимир Георгиевич Батурин – мой уже послеантарктический товарищ и друг. Встретились мы с ним 30 лет назад, в 1972 году. Такова правда жизни.

2.02.66г. 14ч 30м.
      Подошли к проливу Босфор. Пролив довольно узок. Слева по борту при входе в пролив отчетливо видны береговые укрепления. Дула орудий торчат прямо наружу. За каждым орудием угадывается в глубине подземная выработка. Справа и слева небольшие населенные пункты.
      Босфор длиной около 30 км, ширина от 750 метров до 3,7 км; берега высокие, крутые.
    Через некоторое время справа открывается Стамбул (до 1453 г. Константинополь) находящийся в лучшей гавани пролива, бухте Золотой Рог. Расположен он в холмистой местности на обоих берегах пролива. Основная часть города находится в Европе, меньшая в Азии.
Впечатляет разнообразием своей архитектуры. Старинные мечети и рядом сверхсовременные многоэтажные здания.
   Проходим под уникальным сооружением – через Босфор переброшена высоковольтная линия электропередачи. Опоры на верхушках гор по обоим берегам, провода провисают довольно низко. (Позже в 70 годах было построено несколько мостов; самый длинный – 1560 метров в 1973 году).
     Погода стоит неважная, пасмурно. Кинокамеру не брал, сделал несколько фотоснимков.
     Европейская часть Стамбула раскинулась по склону горы. Такое впечатление, что больше не осталось ни клочка свободного места, все застроено. Как бы пополам эту часть города разделяет центральная магистраль, круто подымающаяся к вершине горы, очень широкая, служившая в годы войны взлетной полосой для самолетов.
    Слева открылся дворец Екатерины, построен на русской земле, ее завозили на пароходах. Здание типичной архитектуры петровских времен.
Дороговато, надо понимать, обошлась «фазенда» матушке царице.
     Проходили мимо разрушенного двухэтажного дома у Стамбула на самом берегу. В него врезалось наше (советское) судно. В доме погибла невеста, которая назавтра должна была идти под венец. За это была уплачена большая контрибуция и построен симпатичный домик.
     А вот каким видели Босфор и Стамбул в 1789 году во времена адмирала Ф.Ф.Ушакова -
    «…Босфор оказался похожим на величественную реку, текущую между двумя рядами холмов, поросших лесом. Их склоны были все в садах и красивых загородных домах и дачах. Местами пролив причудливо извивался. Он образовывал прелестные бухточки заливы, в него выдавались зеленые мысы с кипарисами и платанами.…Здесь царила поразительная тишина: скалы и горы защищали Босфор от ветра.
Привыкнув к красотам Босфора, русские не ожидали, что их поразит Константинополь. Но перед ними открылся чудесный город, раскинувшийся на семи холмах.
Среди зелени садов, окруженных кипарисами, ослепительно белели стены султанского сераля. А дальше шло живописное нагромождение разноцветных домов, горевших красными черепичными крышами, султанских мечетей с огромными куполами и высокими минаретами, облепленными ажурными балкончиками и сверкающими на солнце золотыми полумесяцами.
Голубое море внизу, и голубое небо вверху…»


    Через пролив постоянно ходят паромы, на которых все – от людей и такси с пассажирами до огромных автобусов.… Один идет нам на перерез… Капитан дает гудок, пропуская его, ход уменьшен до малого. Но мы все равно сближаемся. Даем право руля, чтобы обойти его и пропустить. Но и он дает лево руля, пропуская нас. Но так как он гораздо маневреннее, быстро становимся параллельно друг другу…Паром проходит справа по борту.
    Перед проливом и в проливе очень много рыбаков на своих замысловатых лодчонках. Какие мы привыкли видеть в школе на картинках, в учебниках древней истории – борта выгнутые и расписные.

 


16 час 45мин
     Вышли из пролива Босфор в Мраморное море. Лоцмана не брали. Идем малым ходом.
     Сегодня начал работать с палубной командой. Драили палубу, она у нас загажена еще с ремонта. Надо сказать, что это очень тяжелый труд и все еще делается, как и во времена Петра 1.
     Во время обеда с боцманом Славой (храни его господь) пропускаем по чашке «крепкого чая» из его кубинских запасов. С моей помощью они кончатся раньше.

23 час 15 мин
     Идем Мраморным морем. Где-то вдали, проглядываются огоньки берега.

3.02.66г. 22:00
    В четыре утра прошли Дарданеллы. Спал. Вышли в Эгейское море. Шли целый день. Погода улучшилась, солнышко целый день. Стало гораздо теплее.
До обеда работали в артелке – ворочали мешки с продовольствием по 70 кг весом.
Часто, по ходу встречаются острова. Скалистые, безлюдные. Мертвые. На подобие Сусамырских вершин. Обогнали сухогруз «Харьков».

    



05.02.66г. 01:30
     Только что вернулся из радиорубки. Дождался последней связи. Радиограмм мне нет. В чем дело? Почему молчишь, Аленка? А, ведь утром мы будем в Порт-Саиде у ворот в Суэц. Там связь запрещена. Очевидно, до вечера будем ждать караван судов. Значит, пролетят еще сутки. Связь появится только в Красном море.
     За день 04.02.66г. ничего примечательного. Идем по Средиземному морю. Погода хорошая, тепло. Если бы не ветер можно загорать. Опять работал целый день. Все перекуры просиживал в радиорубке.
                  06:00
     Прибыли в район Порт-Саида. Стоим на рейде. Порта не видно. Кроме нас в ожидании прохода через Суэцкий канал стоит уже более 30 судов всех стран мира.
                 12:00
    Очень тепло. Чертовы капиталисты, матросы с иностранных судов купаются прямо в море. С борта на стреле опущена в море сетка (защита от акул) и они туда ныряют. Замечательно. Мы же наполнили морской водой свой бассейн на палубе (чуть больше нашего на даче в Мшинской) и тоже прыгаем. Тоже прекрасно.
                 23:00
      На рейде простоим еще ночь. Наша очередь не скоро. Караваны из Красного моря и отсюда ожидают (вернее пропускают) друг друга.
     Сегодня говорил по радиотелефону с Ленинградом, связались в начале четвертого, но тебя не было дома (никогда ее нет дома, а когда есть, телефон занят). После пяти часов связь хуже, мы это знали. Слышал: «все хорошо… детишки хорошо…телеграмму послала сегодня…кричи громче»…и, собственно, все.
За состоявшийся разговор с Игорем, радистом, распили бутылочку коньяка. Возможно, в понедельник попробуем поговорить еще. Ведь, когда пройдем Красное море, связь будет плохая.

6.02.66г. 11:00, воскресенье.
     Сел на судно лоцман и 8 человек швартовой команды, арабы. Наш караван тронулся. Впереди показался Порт-Саид (простояли на рейде с 6 утра 5.02 до 11 утра 6.02). Очень красивый вид с моря. Город небольшой. Несколько симпатичных зданий у побережья. Погода с утра солнечная, яркая.
Арабы производят весьма негативное впечатление. Воришки. Тянут с судна все, что попадет под руку. Каюты запираем. Сразу по прибытии на судне организовали «малый рынок». На корме, на палубе расстелили коврики. Раскладывают товар – открытки цветные, чепчики, панамы, трусы, майки, ожерелья, кольца, сувениры, портмоне и прочую мелочь – ничего интересного. Берут в обмен даже за веревки.
                 12:00.
     Заходим в Суэцкий канал.
    «Судоходный безшлюзовый морской канал, считается условной географической границей между Африкой и Азией. Открыт 17 ноября 1869г. Длина 161 км, ширина по зеркалу воды 120-150 м, глубина 12,5-13 м. Среднее время на проход судов 11-12 часов. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт т.н. пресноводный канал Исмаилия. С 1967г. из-за войны закрыт, 5 июня 1975 г вновь открыт для судоходства. В 1870 г через канал прошло 486 судов, в 1966 г - 21,25 тыс. судов.» БСЭ.


     Ширина его, как у нашей Фонтанки. Берега, в основном пустынны. Песок, болото. Справа, параллельно каналу, тянутся шоссе и ж-д линия. По шоссе проносятся автомашины: американские, советские и пр. (Сейчас не очень понятно, но очевидно мне так хотелось, хотя …Насер – Герой Советского Союза). По железной дороге идут тепловозы, в составе от двух до четырех вагонов. Дорога Порт-Саид – Суэц.
     Идем малым ходом. Погода стала хуже, солнце скрылось за облаками. Появилась мошкара. Хорошо нет ветра – иначе от песчаной пыли не скроешься. Проходим мимо форт постов, на которых установлены часы с указанием времени нашего хода, не выбиваемся ли мы из графика.
     Справа открывается огромный монумент, памятник павшим за Суэцкий канал в первую мировую в 1914-1918 гг.
     Проходим обводной канал, в районе Эль-Баллаха, где нас ждет встречный караван. Воды канала от нас не видно и кажется, что огромные океанские лайнеры плывут по песку. Завораживающее зрелище.
Далее озеро Тимсах (канал Исмаилия), еще отрезок канала и открывается панорама Большого Горького озера, красивые благоустроенные пляжи. Выходим на середину озера и бросаем якорь. Здесь уже около 30 судов нашего каравана, мы идем 25-ми по счету. Ждем еще один встречный…
     Арабы расположились, кто, где может, в основном в коридорах. Расстелили шмотки и спят. На наших суднах их сейчас не кормят и не дают жилья, сами себе готовят чай и прочее. Наша Буля (собачка, плавает уже семь лет) их тоже не любит. Они, когда идет швартовка, никогда не отвязывают наши концы, а обрезают их ножами, причем так, чтобы им осталось больше. Сейчас их уже раскусили и готовят специальные концы из материала похуже и покороче.
     Канал довольно быстро приедается, по моему достаточно по нему пройти один раз в жизни. Вечером получил радиограмму: «Все хорошо, целую, Аленка», послана в 12 дня в субботу, очевидно с работы. Маловато, однако.
     Сегодня месяц, как я уехал из дома. Грустно. А ведь впереди еще месяцев 12-14. будет тяжело.
    Прошли примерно 2/3 канала. Ложусь спать. Утро, очевидно, встречу в Суэце. Будем там брать продукты. По всей вероятности в Аден заходить не будем, а жаль – это самый дешевый порт в мире.


7.02.66г. 05:30.
     Вышли из Суэцкого канала и стали на якорь на рейде Суэца. Большое Горькое озеро покинули в   02.30 ночи. Еще темно. Ссадили арабов, так они и не понадобились, швартоваться нам не пришлось.
Купили картошки, мандарин, апельсин и пару ящиков помидор, больше
негде хранить, они очень спелые.
                07:00
     Суэцкий залив, до Красного моря часов шесть хода. Когда вставало солнце, цвет воды действительно был красноватым.
                12:00
     Полным ходом идем по сине-черным волнам Красного моря. Солнце, но еще не лето, скорее отличная весна. По правому борту виднеется берег – небольшая возвышенность. Видно еще 4-5 судов из нашего каравана, другие или обошли нас или отстали. Все идут пока параллельным курсом. Над палубой по трансляции пока отлично ловится «Маяк».
               21:00
     Курс прежний, полный ход. После 15 часов уже лето, можно загорать. Вечером приятно, прохладно. Море за бортом бурлит и вертится белыми хлопьями. Все время преследует мысль: прыгнуть в море, что из этого получится? Боюсь, как бы действительно этого не сделать.
И почему море Красное назвали Красным, так еще и не понял.
     Объясняю – это результат периодического цветения микроскопических сине-зеленых водорослей (Trichodesmium erythraeum).

08.02.66 г.
     Еще один день позади. Загорел, и это в феврале! До четырех работаю на палубе, после занимаюсь оформлением графиков, плакатов …(Уже не помню каких, но явно не таких злободневных –

                                           Жить надо так, чтоб не сказали: «помер».
                                           Не радуйтесь жизни – мы сделаем это за вас!


     Времени свободного мало. Все свободное время нахожусь в радиорубке, жду радиограммы. Подружились мы с радистом Игорем, прикипели друг к другу.

09.02.66 г.
     Все еще Красное море, жара, обгорел. Из брюк делаю шорты. Старожилы говорят холодно, посмотришь, что будет в Аденском заливе.
Впервые увидел летающих рыб – одна залетела на палубу, рядом с танкером играло стадо дельфинов.

10.02.66 г.
     День, как ни странно, пасмурный, но душно. Сегодня начали выдавать тропическое вино – 200 гр. в сутки, сухое столовое вино, бутыль 0,8 на четыре дня. Естественно выпили сразу.

11.02.66 г.
     В час ночи прошли мимо Адена – жаль, мечтали там погулять, отоварится. Говорят, самый дешевый порт мира. В каюте +28  не смотря на открытый иллюминатор и двери. Малярничаю. Покрасили бассейн, будем себя хорошо вести – нальют воду.

12.02.66 г.
     В 16 часов вышли в Индийский океан. Сильный ветер, волнение моря 4 балла, солнечно. Если смотреть в даль море кажется даже спокойным, но волны накрывают палубу. Качка.

Океан. Это впервые. Надо запомнить.


13.02.66 г.
     По последним данным идем на Молодежную, попаду сразу на место. Готовимся к празднику Нептуна, много работы, изготовил печать, ее ставят на заднее место после крещения, да такой краской, чтобы не скоро отмылась.
Волнение 3 – 4 балла.

14.02.66 г.
     Последний день подготовки к празднику, что мог, рисовал. Жарко, в каютах за +30º, очень плохо спать, большая влажность, все мокрое. Но завтра праздник - переходим экватор, все кроме вахты – выходные.

15.02.66 г.
     15 ФЕВРАЛЯ 1966 ГОДА ЭКВАТОР ПЕРЕСЕКЛИ на 50-м градусе восточной долготы. Переехали удачно, никакого удара не почувствовали.
                   9:00.
      На корме верхней палубы выстроилась команда во главе с капитаном.
Капитан в форме, остальные в плавках и купальниках (три женщины, буфетчица, 2-й повар и раздатчица). Ждем Нептуна.
    Из шлангового отделения появляется Нептун (И.А.Ман) и его свита: брадобрей, русалка, лекарь, пират, поп-расстрига и черти. Костюмы замечательные. Капитан преподносит Нептуну и свите по чарке. Речь Нептуна и несколько слов о каждом из свиты. Далее следует обряд крещения, а не крещенных тьма, на крещение ушло более 3-х часов.
     Черти по списку хватают обреченного, тащат к лекарю (пока тащат, измажут до основания); лекарь выслушивает и разрешает купать, тащат к брадобрею, тот намыливает тебя каким-то отвратительно пахнущим раствором, бреет, и черти швыряют тебя в бассейн. Выскочив из бассейна, попадаешь к попу, тот ведет тебя к русалке. Русалка подает полную чарку вина, пьешь вино пополам с соленой водой, которая течет по бороде. Выпив чарку, попадаешь к пирату, который не без помощи чертей ставит тебе печать на заднее место – процедура окончена.
     Было интересно и весело. К концу крещения черти еле стояли на ногах. Долго отмывались от сажи.
После крещения боцман, я и еще пара человек попали на день рождения старшего механика («деда» по- морскому), ему сегодня 53 года, действительно дед. Угостил коньячком.
    Вечером торжественный ужин. Очень хороший стол. Но не до еды, жара дает себя знать. Вот этим экватор плох, лучше уж Антарктида.

И даже не споткнулись. А диплом о переходе Экватора где-то затерялся.


16.02.66 г.
     Жара. За ночь сил не прибавилось. Днем тоже не сон. К вечеру стало прохладней, вроде будет гроза.

17.02.66 г.
     Ночью был дождь. Встал в 6 утра. После завтрака мыл надстройки. Все время в воде, насос качает забортную воду, вода неимоверно теплая, соленая и не очень приятная. Мы где-то у Мадагаскара.

19.02.66 г.
     Океан стал глаже, но волны более крутые и полные. Играет. Качка плавная с борта на борт. Крен в каждую сторону по 15 градусов. Если бы не работал, пожалуй, замутило.
     В середине дня прошли южный тропик, вышли за Мадагаскар. Теперь похолодание пойдет быстрее, в сороковых широтах может прихватить и шторм.

20.02.66 г.
     Воскресенье, без перемен, солнечно, купались.

21.02.66 г.
     Палубную работу прекратил, пора заниматься своей машинкой, что сумеем, сделаем с токарем, правда у него нет стали 45, алюминия; есть латунь и ст.3.
     Погода штормовая ветер –7, волнение моря 6-7 баллов. Кидает здорово. Со стола все летит, первое блюдо есть невозможно, наливаешь на самое донышко тарелки и все равно расплескивается.

22.02.66 г.
     Штормит целый день. Волны гуляют через всю палубу, пройти с кормы на спардек небезопасно. Пытался снимать фильм, но там, где стихия, где интересно – нельзя, заливает водой.
     Через переходной мостик волна гуляет запросто. Я забирался на локационный мостик для съемок, но и туда иногда достает волна.
     Море бушует, чувствую себя хорошо, я, ведь, привыкал постепенно. Мне сказали, что если сегодня меня не укачало, значит больше не укачает. Но это все- таки 7-8 баллов, а бывает и 12. В общем, пыхтим помаленьку, сейчас, где-то 35 град. южной широты.

23.02.66 г.
     Бросает по прежнему. Проходим «ревущие сороковые».

24.02.66 г.
     День пасмурный. Прохладно. Команде выдали ватники. Парок изо рта.
     После обеда прошли рядом с островами Крозе. Острова обитаемы. Живут люди, коровы.
   Появились тюлени, сегодня же увидели фонтаны трех китов. Над нами парят альбатросы и буревестники

25.02.66 г.
    Шторм. Зимний. Сильный ветер. Волны переваливаются через спардек. Холодно. Температура воздуха +5, воды +4 град.

26.02.66 г.
     Сегодня ветер спал. Температура воздуха +3, воды +2град. Океан серый, неприветливый. «Обь» опаздывает на встречу, она в Новолазаревской. Там сильнейшая пурга, ее затирает, выгрузиться она не может. Почти все это время на станциях метели. Припай взламывается.
     Помогаю экипажу учиться, задачки по геометрии, физике, тригонометрии щелкаю, а вот с теормехом засел.

27.02.66 г.
     Без особых изменений. Разговаривали по радиотелефону с Молодежной. Погода сносная, около ноля градусов, вода минус один

28.02.66 г.
    С утра погода отличная, тихо, солнечно. После 3-х снова подымается ветер, начинает штормить. Вчера встретили первые айсберги (58º ю. ш.). Среди шести штук два огромных, очень красивых, но было уже темновато.

29.02.66 г.
     В условиях плохой видимости преодолеваем пояс дрейфующих льдов, ход малый, самый малый.



01.03.66 г.
    1 МАРТА 1966 ГОДА С БОРТА т/к « Ф. ЭНГЕЛЬС» Я УВИДЕЛ ГОЛУБОЙ КОНТИНЕНТ, АНТАРКТИДУ!
      30-ти ДНЕВНОЕ ПЛАВАНИЕ БАТУМИ – ЗЕМЛЯ ЭНДЕРБИ ЗАКОНЧЕНО
(31 января – 1 марта 1966 г).

     Увидел краешек земли, черные точки-вкрапинки на бело-сером фоне, так как на берегу довольно сильно пуржило. Мертвая, холодная земля. Иногда в просветах можно было заметить что-то похожее на строения – нефтебаза.
     Прошло почти два месяца с тех пор, как я покинул родной дом, Ленинград. Это случилось 6 января 1966 года. Поезд унес меня в Батуми….
И вот сегодня я увидел то, к чему стремился. Я увидел её – АНТАРКТИДУ!


    Как видишь, Аленка, твоя радиограмма пришла как раз вовремя. Именно сегодня она меня и встретила. Встретила плохой погодой. На берегу, практически, видимости нет. На танкере нет карты глубин. Будем ждать с материка самолет с вымпелом. Но погода…

Эти уже плывут навстречу...

 

Этот хохлатый встретит первым.                   Аделька встретит позже, но прямо у трапа.


02.03.66 г.
    Довольно долго и безуспешно долбили лед. Танкер набирал ход и с разгона врезался в лед. В результате всех этих попыток продвинулись метров на двести. До берега еще далековато. К вечеру пришла делегация зимовщиков во главе с Н.Н.Овчиниковым, принесли карту.
Мы с Игорем Передреем (нач. рации танкера) спустились на лед, встречали зимовщиков. Не удержались, поймали двух пингвинов – императоров (кстати, они в этом районе редкие гости). Здесь обитают Адели.
Поймали молодых, но все равно еле дотащили до судна, очень тяжелые и сильные. Затолкали их в мешок и подняли на борт, показать ребятам. В конце концов, они спрыгнули в море. Взрослые императоры очень большие и красивые. Пингвины – Адели (от земли Адели, некий француз назвал эту землю в честь своей жены) гораздо меньше по размеру и менее красивы. Если мне не повезет, и весной сюда не забредут императоры, придется везти домой адельку.

А вот и берег земли ЭНДЕРБИ.

Виден и шторм-трап (верёвочная лестница) по которому спустился и не знаю, что делать дальше…

Видите, стою и держусь за него, но меня всё таки оторвали.

Кормят матроса: на 1 руб.03 пока стоишь, на 1-48,5 когда идёшь, после южного тропика на 1-88, а если остановился, опять 1рубль 48,5 копеек. Голодным и сладкоежкам можно было брать мелочевку в «артелке» в кредит.


     Эту радиограмму я получил на танкере, когда пришёл к ним прощаться. Уже несколько дней я был на земле Эндерби, уже ночевал в своём новом доме арболите №1.
     И, как видишь, Алёнка, я не молчу, а всё время с тобой разговариваю.

03.03.66 г.
      3 МАРТА 1966 ГОДА Я ВПЕРВЫЕ СТУПИЛ НА ШЕСТОЙ КОНТИНЕНТ.
     Получив карту глубин, капитаны обогнули, стоявший на пути островок Майолл и в этом месте легко сломали припай. Наш наливной пароход прямо как к причалу подошел к барьеру, ледяному берегу.
   Часов около 10 утра, когда полностью пришвартовались, пришел газик на гусеничном ходу. Спустившись по штормтрапу (веревочная лестница), я отбыл на нем в поселок Молодежная.
    Итак, я прибыл в поселок. Расположен он, в так называемом оазисе – выходе скальных пород, свободных ото льда.
    В поселке порядка 16 сооружений – домиков. Океан рядом, от крайних домов метров –200. Он сегодня освободился от припая, припай унесло. Приди мы сегодня – не пришлось бы пробиваться сквозь льды, у берега вода чистая, а дальше сплошные айсберги, всевозможных размеров и конфигураций.
     В противоположную сторону от моря за поселком метрах в 600-800 открывается ледниковый купол, вечный лед. Так что, практически, вся наша земля на этом промежутке, между океаном и льдом. На куполе устраивается аэродром для тяжелых самолетов, там садится ИЛ-14, когда прилетает из Мирного. Для «Аннушек» и МИ-2 аэродром находится ниже, на снежнике. Сейчас там их две. Сразу за поселком два вместительных пресных озера – наша вода. В стороне у бухты «Сибирячка» в этом году построена нефтебаза – две емкости по 1000 куб.м. и несколько по 700. Сегодня же принял по акту склад ВВ, груда мешков под открытым небом, в стороне от поселка.
     Ночевка на перевалочной базе, на станции сейчас скопилось более ста человек – участники 10 и 11 САЭ. Для этой, пока небольшой станции, очень много, тесно.

Выбрали место для будущего тоннеля.



04.03.66 г.
     Сегодня перебрался на постоянное место жительства – в арболитовый дом №1. Будем жить вдвоем с Олегом Александровым (нач. строит. отряда). Комната хорошая, метров одиннадцать. Три окошка на запад, солнце вечером. Два стола, два дивана, два шкафчика, два стула, кресло и пр. мелочи. Книжная полка. Всего в доме 5 комнат, душевая, умывальник, туалет. Живет 11 человек.

06.03.66 г.
     Сегодня прощался с командой наливного корабля «Фридрих Энгельс», с которой за месяц плавания очень подружился, отличные ребята. Добряк боцман, Вячеслав Константинович, конечно, не мог отпустить меня с пустыми руками. Не смотря на мою отличную северную экипировку он всучил мне ватник, теплые сапоги, рукавицы и, что самое бесценное, шесть бутылок из-под шампанского заполненных нашим коричневым дорожным напитком – кубинским спиртом. Благодаря этому, вернувшись в поселок, я чувствовал себя примерно так же, как старатель, забредший после прииска в таверну маленького городка. Мне готовы были отдать все более-менее ценное за глоток этого бесценного, с примесью нефти и ржавчины кубинского напитка.

Эти мои первые радиограммы, полученные на станции Молодежная. Ну, что ж, спасибо за поздравления. Солнечные дни будут в конце зимовки, сейчас они все реже и реже и скоро их, дней, совсем не будет.


...


ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

ГЛАВНАЯ

Hosted by uCoz